Кабинет

Борьба с предприятиями-минимизаторами

Государственная налоговая служба Украины сообщила о начале борьбы с предприятиями-минимизаторами. Именно этим можно объяснить большое количество проверок субъектов предпринимательской деятельности относительно начисления и администрирования налога на добавленную стоимость. Попробуем разобраться с механизмом работы налоговых органов по выявлению недобросовестных налогоплательщиков. Своим письмом № 8073/7/16-1617 ГНА Украины фактически осуществила распределение всех плательщиков НДС на четыре большие категории:

—        вероятные выгодоформирующие субъекты (налоговые ямы);

—        вероятные выгодотранспортирующие субъекты (транзитеры);

—        вероятные выгодополучатели;

—        другие плательщики НДС.

Налоговыми ямами являются предприятия, осуществляющие бестоварные сделки и, как следствие, оформляющие документы на поставку несуществующего товара или предоставления услуг. Предприятия такого типа обычно не подают налоговой отчетности, чтобы избежать возможности проведения налоговых сверок. Данные предприятия существуют очень короткий промежуток времени. С налоговыми ямами налоговикам бороться крайне сложно, поскольку проследить их можно только по цепочке от выгодополучателей и транзитеров, а к тому времени данные предприятия уже прекращают свою деятельность.

Следующей группой риска, по определению налоговиков, являются предприятия транзитеры. Основной задачей транзитеров является «отбеливание» операций для выгодополучателей. Предприятия-транзитеры обычно не имеют наемных работников, занимаются многими видами работ и не получают явной прибыли, все доходы покрываются затратами. В отличие от налоговых ям, транзитеры декларируют свои налоговые обязательства.

Отследить первые две группы налоговой часто большая проблема. Даже если удается отследить эти предприятия и их должностных лиц — все, что им можно инкриминировать — это статью 205 УК «Фиктивное предпринимательство», которая имеет максимальную санкцию — штраф. Поскольку поставки товара в этой компании не было, то доначислять какие-либо обязательства налоговая не может.

Выгодополучатели — это реальный сектор экономики, действующие предприятия, которые пользуются услугами минимизаторов для снижения собственных налоговых обязательств. Чем серьезнее предприятие-выгодополучатель, тем сложнее схема работы транзитеров, услугами которых оно пользуется. К ним со стороны налоговой наибольший интерес.

Группа Других плательщиков НДС, характеризуется тем, что пока не попали в одну из трех предыдущих категорий, хотя их количество стремительно уменьшается …

Попробуйте определить для себя, не могло ли Ваше предприятие попасть в списки выгодополучателей или транзитеров? Задача не настолько проста, как казалось бы. Расследование данных дел идет по цепочке контрагентов, от выгодополучателей к налоговым ямам. Очень распространена ситуация, когда предприятия, которые никак не задействованы в вышеописанной схеме, все равно попадают на заметку к налоговикам в виде выгодополучателей или транзитеров. Как же это происходит? Очень просто: у Вас есть контрагент, с которым проходят реальные взаиморасчеты и осуществляется поставка товара. Однако Вы не можете быть застрахованными в том, что данный контрагент не пользуется услугами минимизаторов, или так же ненароком задействован в процессе «транзита». Если это произошло – Вы оказываетесь под прицелом, поскольку Ваше предприятие предоставило ему налоговые обязательства и, по мнению налоговиков, Ваши с ними сделки имеют признаки фиктивности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Опираясь на сегодняшние реалии – описанный выше вариант развития событий становится очень распространённым. Проверки, которые «проводят» налоговые инспекторы основываются обычно на «фиктивности» сделок с контрагентами и отсутствии реального наступления последствий по таким сделкам. Данные выводы налоговики делают на основании сведений об отсутствии контрагентов по месту регистрации (данная запись в государственном реестре делается именно по инициативе ГНС), отсутствии основных средств для осуществления тех или иных работ, отсутствии наемных работников.

Распространенной является практика, когда органы налоговой службы со ссылкой на ст. 72 Налогового кодекса Украины направляют налогоплательщикам письма с требованием предоставить документы о подтверждении взаимоотношений с теми или иными контрагентами. Добросовестные предприятия подают  все затребованные документы инспектору, а на следующий день получают акт проверки, где операции, документы по которым были представлены налогоплательщиком, признаются фиктивными. Таким образом, проверка осуществляется руками самих же налогоплательщиков, с нарушением процедуры ее проведения и превышением полномочий фискальных органов.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить не только непрофессионализмом налоговиков, но и необходимостью наполнять государственный бюджет, методы его наполнения, к сожалению, выходят на второй план …