Кабинет

Новые дополнения в рассмотрении споров по земельным отношениям

29 мая на заседании пленума Высшего хозяйственного суда Украины были внесены изменения и дополнения в постановление № 6 от 17 мая 2011 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений».

Положение дополнили пояснением, что арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или в коммунальной собственности, имеет двойственную правовую природу.

С одной стороны, она является предусмотренным договором аренды земли платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (согласно части 1 статьи 21 Закона «Об аренде земли» и подпункта 14.1.136 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса).

С другой — является одной из форм платы за землю как общегосударственного налога наравне с земельным налогом (подпункт 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины). Соответствующее дополнение было внесено в подпункт 1.3 постановления № 6.

Тем не менее, согласно части 2 статьи 21 Закона «Об аренде земли» и пункту 288.1 статьи 288 Налогового кодекса именно договор аренды земельного участка является основанием для начисления арендной платы. Исходя из тех же статей, арендную плату за землю арендатор вносит арендодателю, а последний имеет право на взыскание задолженности по арендной плате путем обращения в соответствующий хозяйственный суд в установленном Хозяйственным процессуальным кодексом порядке.

При рассмотрении дела хозяйственным судам следует учитывать, что в первую очередь выдается решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или в пользование, а уже после государственный акт, удостоверяющий соответствующее право. Поэтому защита прав на земельные участки не может осуществляться только путем признания данного государственного акта недействительным, если решение, на основании которого выдан этот государственный акт, не признано недействительным в установленном порядке (предписание части 1 статьи 16 Гражданского кодекса и статьи 152 Земельного кодекса).

Также ВХСУ напомнил, что при решении споров, связанных с пролонгацией договоров аренды земельных участков, которые являются государственной или коммунальной собственностью, суды должны применять редакцию закона, действовавшую на дату, с которой возникло преимущественное право на возобновление договора аренды земельного участка. При этом если соответствующие правоотношения возникли между сторонами до внесения изменений Законом «О регулировании градостроительной деятельности», что вступил в силу с 12 марта 2011 года, в статью 33 Закона «Об аренде земли», судам следует учитывать, что предыдущая редакция не предусматривала автоматического возобновления договоров аренды земли. Реализация преимущественного права на возобновление договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности связана с наличием соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

При решении спора о внесении изменений в договор аренды земли суд может привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, соответствующий территориальный орган центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, а именно Государственное агентство земельных ресурсов.

По материалам jurliga.ligazakon.ua