Кабинет

Правомерна ли установка факта недействительности сделки налоговыми органами?

Министерство доходов и сборов Украины в письме от 27 мая 2013 года №3642/6/99-99-19-04-01-15 указало свою позицию относительно права налоговых органов устанавливать факт недействительности (ничтожности) сделок, нарушение налогового законодательства третьими лицами, а не предприятиями, что проверяются, а также обжалования актов проверок налоговых органов.

Одно лишь наличие действующего договора между субъектами хозяйствования не говорит о законности хозяйственной деятельности. В том случае, если налоговый орган выявит нарушения налогоплательщиком норм действующего законодательства, ему доначислят соответствующие суммы налоговых обязательств.

Так, сотрудники налоговых служб при осуществлении контрольно-проверочной работы могут отражать в акте проверки признаки недействительности (ничтожности) сделок, но доначисления должны осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства. Напомним, что предприятие не несет ответственности по обязательствам контрагента. Если последний нарушил нормы действующего законодательства, то именно ему предстоит ответить перед законом.

То есть при законной хозяйственной деятельности, правомерно сформированным налоговом кредите по НДС и расходам по налогу на прибыль субъект хозяйствования имеет право на получение бюджетного возмещения НДС и уменьшение налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы.

Чего нельзя сказать при отсутствии факта приобретения товаров (услуг) или если приобретенные товары (услуги) не предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика. При таких обстоятельствах соответствующие суммы не могут включаться в состав расходов для целей налогообложения налогом на прибыль или налогового кредита по НДС при наличии формально составленных, но недостоверных документов или уплаты средств.

Также в министерстве отметили, что налогоплательщик сам определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездействием субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действие или бездействие должны быть такими, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Вместе с тем выводы акта проверки, как и сам акт, не являются решением органа властных полномочий и, следовательно, не связаны для налогоплательщика с наступлением каких-либо юридических последствий, не влияют на его права, обязанности и законные интересы. А это, в свою очередь, исключает возможность такого налогоплательщика на их обжалование в судебном порядке.

По материалам buhgalter911.com

Добавить комментарий