Кабинет

Торговая марка против фирменного наименования

Как правило, большинство предприятий нацелены занять лидирующие позиции на рынке в своем сегменте деятельности. Каждое из них пытается как можно больше выделить себя среди остальных, подчеркнуть уникальность, деловую репутацию, и завоевать как можно больше постоянных покупателей или клиентов. Для этого необходима идентификация предприятия, его услуг и товаров. Существует множество способов для такой идентификации, и среди них – торговые марки и фирменные наименования. Но правовое регулирование в этой области несовершенно, поэтому нередко использование торговых марок и фирменных наименований вызывает путаницу среди потребителей.  

На сегодняшний день возникает много судебных споров между владельцами прав на торговые марки, но до сих пор решения, которые выносятся в таких случаях, неоднозначны. В чем же проблема использования торговых марок и фирменных наименований на практике? Начнем с того, что в действующем законодательстве определение фирменного, то есть коммерческого наименования не закреплено. В целом к нему можно отнести статью 489 Гражданского кодекса Украины: наименование, которое используется СПД и позволяет отличить один субъект от других, не вводя потребителей в заблуждение относительно его деятельности. Согласно гражданскому кодексу, понятия «коммерческое наименование» и «фирменное наименование» тождественны.

Право на такие наименования возникает в момент первого их использования, и подлежат охране без обязательной регистрации или подачи заявки на них. При этом наименование не обязательно должно быть частью торговой марки. Также предусмотрено, что фирменные наименования можно вносить в реестры. Но закон, который бы устанавливал порядок ведения таких реестров, до сих пор не принят. Рассмотрим все это на практике. Допустим, есть компания, которая работает уже долгое время под своим коммерческим наименованием. Но другое физическое лицо, которое не имеет никакого отношения к этой компании, регистрирует на свое имя знак для услуг и товаров, который очень похож на это фирменное наименование. Причем настолько похож, что потребитель может их спутать. Обратим внимание, что физическое лицо получает право на этот знак позже регистрации предприятия.

Конечно же, старшая компания в этом случае должна принять меры для того, чтобы неправомерное использование фирменного наименования было прекращено. Как вариант, можно подать в суд иск о признании знака недействительным, в соответствии со Статьей 6 ЗУ «О охране прав на знаки для товаров и услуг». Причина таких судебных разбирательств – отсутствие в Украине реестра коммерческих наименований. Хотя эксперты используют Интернет для того, чтобы противопоставлять обозначения фирменных наименований, но данные из Сети далеко не всегда считаются достоверными.

Сейчас сложилась судебная практика, в которой для обоснования исковых требований необходимо доказать следующее:

  1. Сходство фирменного наименования и торговой марки до такой степени, что потребитель может их спутать.
  2. Фирменное наименование известно в Украине.
  3. Предприятие получило право на коммерческое наименование ДО того, как другая сторона подала заявку на знак в Укрпатент.
  4. Торговая марка и коммерческое наименование используются для родственных или одинаковых услуг и товаров.   Сходство объектов доказать не так уж и сложно.

Главное – предоставить доказательства того, что зарегистрированная позже торговая марка является либо обманчивой, вводя в заблуждение потребителей относительно товара или услуги, либо настолько тождественной или сходной, что ее можно спутать с известным коммерческим наименованием другого лица.   Но вот доказать известность будет сложнее. Тут нет каких-либо четких критериев или правил. Свидетельством известности может выступать тот факт, что предприятие за все время существования осуществляло хозяйственную деятельность, имело отношения с другими субъектами по поводу рекламирования, реализации, сертификации продукции.  

Для того чтобы сравнить товары и услуги двух предприятий, проводится судебная экспертиза. Учитываются КВЭДы предприятий, а также виды деятельности, которые они осуществляют. Анализируется информация о государственной регистрации знаков.   Как видите, доказать свою правоту в таких случаях бывает довольно непросто. Поэтому лучше сразу же зарегистрировать фирменное наименование предприятия как торговую марку, в момент регистрации предприятия. Конечно же, это потребует от вас дополнительных затрат денег и времени. Но если сравнить, эти затраты будут намного меньше, чем деньги, потраченные вами на судебные разбирательства.